План проведения мероприятий «Неделя нулевого травматизма»
Цель проведения: реализация Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы в части продвижения концепции «нулевого травматизма» (Vision Zero)* Период проведения: с 26 по 30 апреля 2021г.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Исполнитель |
Размещение информации о проведении «Недели нулевого травматизма» |
До 16 апреля 2021г. |
Председатель ППО Н.И. Бондарчук |
|
Проведение анкетирования (и анализа по Чек-листу**) по продвижению концепции «нулевого травматизма» (Vision Zero) включающую семь «золотых правил» на предприятиях и организациях области |
С 26 по 30 апреля 2021г. |
Председатель комиссии по ОТ Н.Ф. Драйгал |
|
Проведение семинаров – совещаний по корректировке Системы управления охраной труда и реализации Концепции Vision Zero, и «Дня охраны труда» |
С 26 по 30 апреля 2021г. |
Председатель ППО Н.И. Бондарчук |
|
4 |
Провести День охраны труда |
28.04.2021г. |
Общественный инспектор по ОТ Н.Ф. Драйгал |
Анкета (Чек – лист анализа) степени реализации семи золотых правил
Концепции «нулевого травматизма» (Vision Zero) в СУОТ
(составлен председателем профкома)
Золотое правило № 1: стать лидером – показать приверженность принципам
Лидерство – это не только для руководителей, это для всех нас. Все работники должны стать лидерами – каждый на своем рабочем месте – и нести личную ответственность за безопасность.
В первую очередь руководитель предприятия и его должностные лица совместно с профсоюзными общественными инспекторами по охране труда, проводя профилактику, должны работать с людьми, развивать их личную внутреннюю ответственность.
Анализ реализации золотого правила № 1 в СУОТ «Стать лидером – показать приверженность принципам» |
Общий анализ по учреждению (да/нет/) |
Личное участие нанимателя и председателя профкома в проведении Дней охраны труда |
|
Включение вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем учреждения с заслушиванием заместителей руководителя о состоянии охраны труда в организации. |
|
Организовано ли нанимателем поощрение работников за содействие и сотрудничество с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда |
|
Обеспечивается ли руководителем финансирование выполнения Плана мероприятий по охране труда, в том числе приобретение средств индивидуальной защиты |
Золотое правило № 2: выявлять угрозы – контролировать риски
Риску подвергаются все работающие на любых рабочих местах. Поэтому оценка рисков является важным инструментом, позволяющим своевременно и систематически выявлять опасности, а также принимать превентивные меры.
Следует постоянно, как на уровне учреждения, так на каждом рабочем месте, анализировать угрозы и риски, чтобы предупредить аварии и сбои. Но само важное – на основе оценки потенциальных факторов риска определять, реализовывать и документировать необходимые предупреждающие меры. Этим инструментом сегодня пользуются во всем мире. И на этом строится СУОТ.
Анализ реализации золотого правила № 2 «Выявлять угрозы – контролировать риски» |
Общий анализ по учреждению (да/нет) |
Наличие службы охраны труда, возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо |
|
Отражение в СУОТ учреждения и инструкции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками с участием общественных инспекторов профсоюза и комиссии по охране труда |
|
По результатам расследования несчастных случаем корректируются риски. Результаты анализа и включаются в оценку рисков и программы профилактики травматизма |
|
В оценках рисков учитываются ли вопросы охраны здоровья, включая психическое. |
|
По результатам оценки рисков корректируются инструкции по охране труда |
|
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований; |
|
Работники незамедлительно сообщают нанимателю обо всех производственных авариях, неисправности оборудования, отсутствии СИЗ, ухудшении состояния здоровья |
Золотое правило № 3: определять цели – разрабатывать программы
Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов. Это должно быть предусмотрено в отдельной программе.
Анализ реализации золотого правила № 3 «Определять цели – разрабатывать программы» |
Общий анализ по учреждению (да/нет) |
Разработка планов мероприятий по охране труда |
|
Разработка планов мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам аттестации рабочих мест) |
|
Разработка планов мероприятий по снижению высоких и неприемлемых рисков. |
|
Выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда и снижения высоких неприемлемых рисков. |
Золотое правило № 4: создать систему безопасности и гигиены труда - достичь высокого уровня организации
Систематическая работа по совершенствованию охраны труда в учреждении не требует больших усилий и окупает себя.
Имея высокоорганизованную СУОТ, любое предприятие работает без сбоев, поскольку уменьшается число неисправностей, простоев. Это веский довод в пользу эффективной организации охраны труда – все это окупится.
Анализ реализации золотого правила № 4 «Создать систему безопасности и гигиены труда - достичь высокого уровня организации» |
Общий анализ по учреждению (да/нет) |
Внедрение системы управления охраной труда и проверка эффективности ее функционирования с помощью внутренних и внешних аудиторов. |
|
Отражение в Политике и в СУОТ Концепции "Нулевой травматизм" (Vision Zero), включающую семь "золотых правил". |
|
Обеспечено наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется в учреждении, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда у должностных лиц учреждения (в т.ч. эл. доступе локальной сети) |
|
В учреждении достаточное число сотрудников, ответственных за охрану труда, оказание медицинской помощи и противопожарную безопасность. Они проходят подготовку и постоянно обучаются |
|
Введение в практику «летучки» по вопросам охраны труда, которые руководитель и заместители руководителя проводят со своими работниками перед началом работы |
|
Выполнение в полном объеме требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки |
|
Выполнение в полном объеме требований (представлений и рекомендаций) представителей профсоюза (общественных инспекторов) в установленные сроки |
|
Систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья: |
|
- отражение информации в инструкциях по охране труда; |
|
- уголках и стендах по охране труда |
|
Ежегодно проводится анализ эффективности внедренной СУОТ, разрабатываются и выполняются корректирующие мероприятия по ее улучшению |
Золотое правило № 5: обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием
Безопасные оборудование и рабочие места являются обязательными условиями безаварийной работы.
Технологический прогресс влечет за собой новые опасности. Станки и оборудование должны быть безопасными при любых рабочих операциях. Эргономика и комфорт рабочего места, его соответствие «зеленым» стандартам – далеко не последние понятия в СУОТ.
Не надо забывать и о комфортном моральном и психологическом климате в коллективе.
Создавая безопасность и комфорт, можно превратить рабочее место в своего рода второй дом, куда человек будет приходить не только за зарплатой, но и в предвкушении интересной работы. И не последнее место в реализации этого золотого правила должны занимать профсоюзы.
Анализ реализации золотого правила № 5 «Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием» |
Общий анализ по предприятию (да/нет) |
Обеспечение в полном объеме работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты |
|
Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами |
|
Проведение испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты. |
|
Нанесение на оборудование, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности |
|
Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ. |
|
Информация от производителя станков и оборудования, содержащаяся в руководствах по эксплуатации, включалась в ясные и понятные рабочие инструкции и использовалась во время обучения и регулярного инструктажа работников |
|
Проведение технического обслуживания, планового и внепланового ремонта оборудования, поскольку эти работы связаны с повышенным уровнем травматизма |
|
Наличие и содержание в исправном состоянии путей эвакуации, противопожарных средств и средств коллективной защиты |
Золотое правило № 6: повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки
Основа формирования культуры безопасного поведения в стратегии «нулевого травматизма» – это образование, улучшение качества знаний, повышение квалификации и компетенции.
Повышение квалификации и образование сотрудников, в т.ч. в области охраны труда, должно быть постоянным. Здесь нельзя экономить. Повышать образование и компетенции сотрудников – значит, вкладывать в человека.
Анализ реализации золотого правила № 6 «Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки» |
Общий анализ по учреждению (да/нет) |
Своевременное проведение инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого) |
|
Организация обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда |
|
Организация обучения работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования (в учреждениях образования) |
|
Наличие, финансирование и реализация планов по подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников (1 раз в 3 года) |
Золотое правило № 7: инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия
«Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!» – гласит стратегия «нулевого травматизма».
Предприятия, которые заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – их знания, способности и идеи. Если с работником советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются рабочие инструкции, он активнее стремится следовать правилам безопасного поведения.
К сожалению, роль во всех этих процессах работника и профсоюзного общественного инспектора недооценивается.
Анализ реализации золотого правила № 7 «Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия» |
Общий анализ по учреждению (да/нет) |
Наличие в учреждении и организация работы комиссии по охране труда (согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь «Об охране труда») |
|
Проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди учреждений образования в районе, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда |
|
Проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию общественного контроля по охране труда |
|
Наличие морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда |
ГУО «Птичский детский сад – средняя школа»
Всемирный день охраны труда
28 апреля 2021 года
Предвидеть, подготовиться и реагировать на кризис -
ИНВЕСТИРУЙ СЕЙЧАС В УСТОЙЧИВЫЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Пандемия COVID-19 поставила правительство, работодателей, работников и все население в целом перед лицом беспрецедентных вызовов, порожденных этим вирусом и его многочисленными последствиями для сферы труда. Всемирный день охраны труда посвящен стратегиям укрепления национальных систем охраны и безопасности труда (ОБТ) в целях повышения их устойчивости перед лицом как нынешнего, так и будущих кризисов, учитывая уроки прошлого и опыт, накопленный в сфере труда.
Пандемия COVID-19 стала приобретать черты глобального кризиса с начала 2020 года, повсеместно оказывая глубокое влияние. Пандемия затронула практически все аспекты сферы труда, начиная с риска передачи вируса на производстве и заканчивая рисками, касающимися охраны и безопасности труда (ОБТ), которые возникли в результате мер противодействия распространению вируса.
Проблемы, связанные с распространением COVID-19, не обошли и наше учреждение. Для минимизации последствий пандемии в учреждении принимались меры по обеспечению занятости и уровня доходов работников, предотвращению распространения COVID-19 в учреждении.
Нанимателям предоставлено право:
- изменять существенные условия труда работника, за исключением уменьшения размера оплаты труда, в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, предупредив об этом работника письменно не позднее чем за 1 календарный день;
- производить временный перевод для замещения отсутствующего работника без согласия работника на срок до 3 месяцев.
С целью исключения распространения корона вирусной инфекции осенью 2020 года были приняты дополнительные меры по сохранению занятости и предотвращению заражения работников на рабочих местах.
Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 512 внесены изменения в Указ № 143. В частности, нанимателям предоставлено право:
- объявлять простой, вызванный неблагоприятным воздействием эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, без ограничения общей продолжительности в течение календарного года. При этом нахождение работника в простое, общая продолжительность которого превышает суммарно шесть месяцев в течение календарного года, является уважительной причиной для досрочного расторжения по требованию работника срочного трудового договора (контракта) в период простоя;
- предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон трудового договора. За период отпуска работнику сохраняется заработная плата в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением;
- устанавливать при производстве работы вахтовым методом санитарам (санитаркам) и няням государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, продолжительность выполняемой ими работы сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не превышающую 900 часов в год;
- включать в рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, время предусмотренных законодательством отпусков без сохранения заработной платы, предоставляемых по инициативе нанимателя, без ограничения их продолжительности;
- освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности (без сохранения заработной платы).
Были внесены коррективы и в организацию работы по охране труда.
С учетом эпидемиологической ситуации в 2020 году изменился формат проводимой работы по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы. Акцент сделан на проведение разъяснительной работы посредством участия в информационно-консультационных вебинарах, размещения информации на интернет сайте органов государственного управления, средствах массовой информации.
С целью привлечения внимания общественности к вопросам охраны труда проводилась работа по размещению соответствующей социальной рекламы в виде плакатов, баннеров и лент-растяжек, Использовались и другие способы ее размещения, в том числе путем трансляции роликов по охране труда по, телевидению, на электронно-информационных табло в местах массового пребывания граждан, а также в глобальной компьютерной сети Интернет.
В целях снижения риска распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2020 г. № 345 «О продлении срока действия удостоверений» и от 2 декабря 2020 г. № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается», а также Минтруда и соцзащиты от 24 июня 2020 г. № 60 и от 11 декабря 2020 г. № 105, которыми продлен срок прохождения периодической проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций в комиссиях вышестоящих органов управления.
Учреждение образования активно внедряло дистанционные формы подготовки и повышения квалификации по вопросам охраны труда.
В целом работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, несмотря на риски связанные с распространением COVID-19, носила системный характер.
Несчастных случаев в учреждении в 2020 году не отмечалось. Заболеваемость COVID-19 среди работников – высокая (составила 18% - 9 человек из 51 работников). 7 из них была оказана материальная помощь из средств профсоюзного бюджета, двоим – из материального фонда учреждения. Четверо оздоровились в профсоюзных санаториях (тур выходного дня).
В учреждении введён масочный режим, приобретены, используются дезинфицирующие средства. Запас их постоянно пополняется. Отменена кабинетная система. Учащиеся рассажены по одному за партой. Постоянно закупаются индивидуальные средства защиты (Перчатки, маски для тех персонала). Применяется информирование работников о мерах профилактики и вакцинации. Не допускаются посетители в учреждение, введён пропускной режим.
Для дальнейшего снижения уровня производственного травматизма первоочередными задачами являются укрепление трудовой и производственной дисциплины в организации, а также обеспечение эффективного контроля за ее соблюдением.
Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.
В последние годы организация стала больше уделять внимания внедрению новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Использование положительного опыта на уровне республики в вопросах охраны труда несет в себе большой потенциал. Существенный положительный вклад в продвижение вопросов охраны труда вносит применение в организации принципов Концепции «Нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО).На сегодняшний день создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая позволяет организации в полном объеме реализовать семь золотых правил Концепции «Нулевого травматизма» (Vision Zero).
Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. Закон Республики Беларусь «Об охране труда» обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.
Весь комплекс мероприятий в области охраны труда направлен на решение одной главной задачи – сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Безопасные условия труда — это то, что безусловно должно быть создано на любом рабочем месте. Иногда этим пренебрегают из–за нерадивости и беспечности, иногда потому, что хотят сэкономить. Но если речь идет о жизни и здоровье людей, то экономия совершенно недопустима.