Из опыта работы педагогов Республики Беларусь
<dl> <dd>Категория: Из опыта работы</dd> </dl>На данной странице даны ссылки на образовательные ресурсы, разработанные педагогами Республики Беларусь.
Примечание. Нижеперечисленные ресурсы являются авторскими; они не проходили процедуру рецензирования в Национальном институте образования.
1. Интернет-ресурсы, которые охватывают несколько учебных предметов
- Образование в Гродно (видеоуроки)
На сайте размещены видеоуроки для самостоятельного изучения материала по школьным предметам - "Виртуальная школа. Уроки онлайн" (ресурс ГУО «Гродненский областной институт развития образования»)
На сайте даны учебно-методические материалы по разным учебным предметам (ссылки на видеоуроки, практические работы, дополнительный материал и т.п.) - Группа Facebook «Сообщество учителей Беларуси»
Интернет-сообщество педагогов - площадка для коммуникации и обмена опытом, обсуждения открытых вопросов, поиска и создания альтернатив, внедрения полученных знаний в образовательную жизнь белорусских детей здесь и сейчас вне зависимости от формы образовательного процесса - Группа Facebook «Перакулены клас. Матэрыялы для ўрокаў»
Интернет-сообщество педагогов - копилка материалов для перевернутого (возможно, дистанционного) обучения. У каждого материала есть тема: класс + тема - Группа Facebook «Медыяадукатар»
Интернет-сообщество педагогов - открытый образовательный веб-сайт для белорусского медиаобразования - Ресурсный центр «Использование облачных технологий в образовательном процессе»
Автор ресурса - Ханько С.А., ГУО «Василишковская средняя школа» Щучинского района Гродненской области, дипломант конкурса КОИ-2016 - Блог «Суполка»
Ресурс педагогического сообщества Беларуси - Образовательный проект «Наука детям» (физика, химия, программирование)
Авторы ресурса - Клюка Валерий Игоревич, ГУО «Средняя школа № 27 г. Гомеля», Шейбут Сергей Валентинович, ГУО «Средняя школа № 38 г. Гомеля». Проект - дипломант конкурса КОИ-17
2. Интернет-ресурсы учителей начальных классов
- Блог «Методический кабинет Тихоновецкой Инги Петровны»
Ресурс был создан с целью трансляции опыта работы учителя начальных классов ГУО "Средняя школа № 111 г. Минска" Тихоновецкой Инги Петровны - Блог «Хочу всё знать!»
Автор блога - Ханько Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, ГУО «Василишковская средняя школа» Гродненской области - Блог «Виртуальный кабинет учителя начальной школы Кулаковой Натальи Ивановны»
Автор блога - Кулакова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, ГУО «Средняя школа №26 г. Гродно» - Сайт «Мая Радзіма — Беларусь» (предмет "Чалавек і свет: Мая радзіма Беларусь")
Автор ресурса - Ляхович Алла Фёдоровна, учитель начальных классов, ГУО «Коссовская средняя школа» Брестской области - Блог «Планета ПЕРВОклассных ребят»
Автор ресурса - Ляхович Алла Фёдоровна, учитель начальных классов, ГУО «Коссовская средняя школа» Брестской области - Блог «Планета ВТОРОклассников»
Автор ресурса - Ляхович Алла Фёдоровна, учитель начальных классов, ГУО «Коссовская средняя школа» Брестской области - Сайт «СЧИТАЙ-КА 2 класс»
Авторы ресурса - Пилипенко Оксана Сергеевна, Кравченко Ольга Викторовна, учителя ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова» Гомельской области. Материалы на сайте представлены следующими рубриками: Перевернутый урок; Математический тренажор, Академия финансов. Проект - дипломант конкурса КОИ-17 - Сайт «Е.Тетрадка»
Автор ресурса - Галецкая Ирина Николаевна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 7 г.Новополоцка». На сайте даны тесты и памятки по программному материалу, интерактивные тренажёры, online-опросы, полезные ссылки, материалы к уроку, электронные учебники и видеоуроки. Проект - дипломант конкурса КОИ-19
3. Интернет-ресурсы учителей истории и обществоведения
- Блог «Web Κλειώ»
Блог-копилка, в которой собираются полезные ссылки для учителей истории - Группа Facebook «Web Κλειώ гісторыя і грамадазнаўства»
Целью сообщества является профессиональное общение белорусских учителей истории и обществоведения. Участники сообщества делятся полезными разработками и онлайн-сервисами, обсуждают проекты и методологии, процесс обучения - Сайт «Этот загадочный Древний мир»
Автор сайта и материалов - Журавлевич Ольга Георгиевна, учитель истории и обществоведения ГУО "Гимназия №1 г. Солигорска" Минская область. Сайт создан в поддержку изучения и преподавания истории Древнего мира - Сайт «Всемирная история»
Автор ресурса - Кравченко Ольга Викторовна, учитель истории ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова» Гомельской области. Материал ресурса предназначен для ознакомления, изучения и повторения пройденного материала курса Всемирной истории для 5-6 классов - Сайт-электронное пособие «История Беларуси» (6-7 классы)
Автор ресурса - Кравченко Ольга Викторовна, учитель истории ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова» Гомельской области. Данный ресурс можно использовать для проведения учебных, факультативных и стимулирующих занятий в 6 и 7 классах и при подготовке к олимпиаде. Проект - дипломант конкурса КОИ-14 - Сайт «Пособие по истории Беларуси» (7 класс)
Автор ресурса - Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Материал ресурса охватывает период истории Беларуси с первой половины XVI в. до конца XVIII в. Проект - дипломант конкурса КОИ-16 - Тренажер «Карточки-запоминалки»
Автор ресурса - Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Ресурс содержит ссылки на интерактивные карточки по истории для 5, 6, 7, 9 и 11 классов, созданные с помощью сервиса barabook.ru - Мобильное приложение «История Беларуси. 6 класс»
Автор ресурса - Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Материал приложения помогает организовать тематическое повторение и закрепление знаний учащихся по 10 темам курса Истории Беларуси для 7 класса. Проект - дипломант конкурса КОИ-19 - Сайт «Как сдать экзамен на отлично?»
Автор ресурса - Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Цель сайта - систематизировать и предоставить материал для успешной сдачи экзамена по истории Беларуси - Сайт «История и обществоведение в школе»
Автор ресурса - Ситник Пётр Васильевич, учитель истории и обществоведения ГУО "Лицей Ивацевичского района" Брестской области. На сайте представлена коллекция цифровых образовательных ресурсов для подготовки и проведения уроков - Сайт «Справочник обществоведа»
Автор ресурса - Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Проект предназначен для поддержки и изучения материала по обществоведению в 9-11 классах - Блог «Hramadaznaustva»
В этом блоге даются методические рекомендации и дидактические материалы для проведения уроков в 9 классе по учебному пособию "Обществоведение" - Видеоуроки Анастасии Куратевой
Автор youtube-канала - Куратёва Анастасия Олеговна, учитель истории и искусства ГУО «Гимназия № 6 г. Минска»
4. Интернет-ресурсы учителей математики
- Блог «Математика – это здорово!»
Автор ресурса - Кот Вацлав Иванович, учитель-методист и кандидат педагогических наук - Блог «Живая Геометрия»
Автор ресурса - Храповицкий Иван Сергеевич. В постах автор делится своим опытом применения среды The Geometer's Sketchpad. Разбирается ряд примеров, которые представляют интерес не только с точки зрения компьютерной поддержки геометрии, но и с точки зрения новых идей в ее преподавании - Интернет-платформа «Oscar» для работы с одаренными учащимися (физика, математика)
Авторы ресурса - Логвинович Виктор Яковлевич, Логвинович Яков Яковлевич; ГУО «Средняя школа № 6 г. Кобрина» Брестской области. Проект - дипломант конкурса КОИ-16 - Сайт «Матемша»
Автор ресурса - Малюгина Юлия Леонидовна, ГУО «Гимназия № 2 г.Барановичи» Брестской области. Проект - дипломант конкурса КОИ-18
5. Интернет-ресурсы учителей информатики
- Блог «Информатика@»
Автор ресурса - Здановская Ольга Владимировна, учитель информатики и математики, ГУО "Гимназия №1 имени К.Калиновского Г.Свислочь" - Сайт учителя информатики Трашкова Олега Леонидовича
Автор ресурса - Трашков Олег Леонидович, учитель информатики ГУО "Учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа №42 города Могилёва". Проект - дипломант конкурса КОИ-18 - Блог «К урокам информатики»
Автор ресурса - Стаскевич Галина Адамовна, учитель информатики ГУО "Средняя школа № 3 г.Ивацевичи" - Блог учителя Лактиной В.П.
Автор ресурса - Лактина Вероника Павловна, ГУО «Гимназия №8 г.Витебска». На ресурсе выложены материалы авторской учебной программы факультативных занятий «Алгоритмизация и программирование» - Блог учителя информатики Романчук Л.А.
Автор ресурса - Романчук Лидия Анатольевна, учитель информатики ГУО «Глубокская районная гимназия»
6. Интернет-ресурсы учителей физики
- Демонстрационные эксперименты по физике (8 класс)
Авторы ресурса - Шабусов Анатолий Константинович, Батурчик Борис Петрович, ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Смиловичи» Червенского района Минской области. Проект - дипломант конкурса КОИ-18 - Youtube-каналы Павела ВИКТОРа: «Физический практикум», «Видеоуроки оп физике. 7 класс», «Видеоуроки оп физике. 8 класс», «Видеоуроки по физике. 9 класс»
Авторы ресурса - Виктора Павла Андреевича, кандидат физико-математических наук, учитель физики Ришельевского лицея в г. Одесса. - Сайт «Физический портал для школьников и абитуриентов»
7. Интернет-ресурсы учителей географии
- Сайт «Учитель географии»
Автор ресурса - Дервоед Лилия Ивановна, учитель географии ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района Минской области». - Блог «GEO137»
Автор ресурса - Протасовский Александр Казимирович, учитель географии ГУО «Средняя школа № 137 г. Минска имени П. М. Машерова».
8. Интернет-ресурсы учителей иностранного языка
- Ресурс «Учпортал.бел» (английский язык)
Автор ресурса - Григорьева Наталья Николаевна, ГУО «Средняя школа №7 г. Речицы». Проект - дипломант конкурса КОИ–2019 - Проект «Flipgrid» (анлийский язык)
Автор ресурса - Доронина Майя Мифодьевна, учитель английского языка ГУО «Браславская гимназия» Витебской области. Участникам проекта «Всемирная книга» предлагается записать 3-минутные видеоролики о своей Родине, семьях, жизненных ценностях (на английском языке). - Сайт «English Projects»
Автор ресурса - Доронина Майя Мифодьевна, учитель английского языка ГУО «Браславская гимназия» Витебской области. - Блог «English for School» (5 класс)
Автор ресурса - Татьяна Петровна Глушакова, учитель английского языка ГУО «Урицкая средняя школа» Гомельского района Гомельской области. - Образовательный веб-ресурс «Platform 9¾» (анлийский язык)
Автор ресурса - Смирнова Ия Георгиевна, ГУО «Средняя школа №4 г.Светлогорска». Проект - дипломант конкурса КОИ–2019 - Электронное учебное пособие «Welcome to the Elf Kingdom!» (5 класс)
Автор ресурса - Смирнова Ия Георгиевна, ГУО «Средняя школа №4 г.Светлогорска». Проект - дипломант конкурса КОИ–2017
9. Интернет-ресурсы учителей русского языка и литературы
- Youtube канал «Творческая студия»
Автор ресурса - Лашкунова Наталья Леонидовна, ГУО «Барсуковская средняя школа Докшицкого района» Витебской области. На канала выдлены плейлисты для педагога (подборки материалов): "5-9 кл. Внеклассное чтение", "Русская литература 5 класс", "Русская литература 6 класс", "Русская литература 7 класс", "Русская литература 8 класс", "Русская литература 9 класс", "Русская литература 11 класс" - Блог "В стране Русского Языка и Литературы"
Автор ресурса - Улевич Анна Ришардовна; ГУО «Беняконская средняя школа» Вороновского района Гродненской области. Проект - дипломант конкурса КОИ–2016
10. Интернет-ресурсы учителей искусства (отечественная и мировая художественная культура)
- Видеоролики по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»
Автор ресурса - Илья Юзвук
11. Интернет-ресурсы учителей белорусского языка и литературы
- Сайт «Ведай»
Аўтар сайта - Мігаль Алена Генадзьеўна, настаўнік беларускай мовы і літаратуры Хальчанскай базавай школы. - Сайт «Вэб-квэсты па беларуская літаратуры»
Автор ресурса - Козаченко Ирина Григорьевна, учитель белорусского языка и литературы ГУО «Лельчицкая районная гимназия» Гомельской области - Iнтэрнэт-платформа «Падабайкі роднай мове»
Автор ресурса - Горчичко Наталья Викторовна, УО «Государственная гимназия № 1 г. п. Зельва» Гродненской области, Проект - дипломант конкурса КОИ–2017 - Youtube канал «Беларуская мова. 5 клас. Лексіка. Фразеалогія»
- Автор ресурса - Степчик Наталья Фёдоровна, ГУО «Средняя школа №2 г.п. Зельва» Гродненской области
- Youtube канал «Творческая студия»
Автор ресурса - Лашкунова Наталья Леонидовна, ГУО «Барсуковская средняя школа Докшицкого района» Витебской области. На канала выдлены плейлисты для педагога (подборки материалов): "Беларускія пісьменнікі", "Беларуская літаратура 7 клас", "Беларуская літаратура 8 клас", "Беларуская літаратура 9 клас", "Беларуская лiтаратура 11 клас", "Сучасная беларуская проза. 11 кл.", "Сучасная беларуская драматургія. 11кл. " - Проект «Запіскі на палях» (Беларускія пісьменнікі)
Праект тэлеканала “Беларусь 3”
Памятка для педагогаў па арганізацыі самаадукацыі
Асноўныя напрамкі, у якіх вучы телю неабходна займацца самаадукацыяй.
- прафесійнае (прадмет выкладання);
- псіхолага-педагагічнае (арыентаванае на вучняў і бацькоў);
- псіхалагічны (імідж, зносіны, мастацтва вли яния, лідэрскія якасці і інш.);
- метадычнае (педагагічныя тэхналогіі, формы, метады і прыёмы навучання);
- прававое;
- эстэтычнае (гуманітарнае);
- гістарычнае;
- замежныя мовы;
- палітычнае;
- інфармацыйна-камп'ютэрныя тэхналогіі;
- ахова здароўя;
- інтарэсы і хобі.
вынік самаадукацыі
У асабістым плане самаадукацыі настаўніка абавязковы але павінен быць спіс вынікаў, якія павінны быць дасягнутыя за пэўны тэрмін:
- вынікі самаадукацыі настаўніка на вызнача лённых этапах (самаадукацыя бесперапынна, але планам Рован яго трэба паэтапна);
- павышэнне якасці выкладання прадмета (ука зать паказчыкі, па якіх будзе вызначацца эффек тивность і якасць);
- распрацаваныя або выдадзеныя метадычныя посо б'ючы, артыкулы, падручнікі, праграмы, сцэнары, дасле вання;
- распрацоўка новых форм, метадаў і прыёмаў обу чання;
- даклады, выступленні;
- распрацоўка дыдактычных матэрыялаў, тэстаў, на- глядностей;
- выпрацоўка метадычных рэкамендацый па прыме нению новай інфармацыйнай тэхналогіі;
- распрацоўка і правядзенне адкрытых урокаў па соб ска, наватарскім тэхналогіях;
- стварэнне камплектаў;
- педагагічных распрацовак;
- абагульненне вопыту па доследнай праблеме (тэме).
Асабісты план самаадукацыі настаўніка
На падставе абранай тэмы настаўнік Распрацоўваючы ет асабісты план працы над пастаўленай перад сабой праблемай. Пры афармленні работы паказваюцца:
1. Тытульны ліст: назва ўстановы адукацыі, у якім рабыня растае педагог, адрас, рабочы тэлефон.
2. Творчая візітоўка педагога:
Імя па бацьку педагога; адукацыя, спецыяльнасць;
стаж работы па спецыяльнасці, катэгорыя; курсы павышэння кваліфікацыі па спецыяльнасці; прафесійна-педагагічнае крэда.
3. Навукова-метадычная і прафесійна-педагагічная дзейнасць:
назва тэмы па самаадукацыі; мэта, задачы;
меркаваны вынік; этапы работы;
тэрміны выканання кожнага этапу;
дзеянні і мерапрыемствы, якія праводзяцца ў працэсе працы над тэмай.
4. Ацэнка прафесійнай дзейнасці:
спосаб дэманстрацыі выніку праведзенай ра боты;
форма справаздачы па зробленай працы.
Па заканчэнні працы над тэмай кожны настаўнік павінен напісаць справаздачу з аналізам, высновамі і рэкамендациями для іншых настаўнікаў.
Пры афармленні працы варта ўлічваць:
- творчы падыход;
- ступень абгрунтаванасці які змяшчаецца матэ риала;
- глыбіню і практычную значнасць матэрыялу;
- наяўнасць выяўленай аўтарскай пазіцыі пры раз работка матэрыялу;
- спосаб падачы матэрыялу
Прыкладныя ўтрыманне папкі па самаадукацыі:
- Тытульны ліст
- Змест
- Перспектыўны план самаадукацыйнай дзейнасці на 1год.
- Вывучэнне псіхолага-педагагічнай літаратуры
- Распрацоўка праграмна-метадычнага забеспячэння адукацыйнага працэсу
- Абагульненне ўласнага досведу педагагічнай дзейнасці
- Удзел у сістэме метадычнай работы гімназіі
- Удзел у сістэме метадычнай работы раёна і вобласці
- Аналіз самаадукацыйнай дзейнасці за мінулы навучальны год
- Індывідуальны план самаадукацыйнай дзейнасці на бягучы год
- Матэрыялы працы над індывідуальнай метадычнай тэмай
- Тэарэтычная частка (вывучэнне літаратуры па тэме, знаёмства з практычным вопытам працы па дадзенай праблеме)
- Практычная частка (распрацоўка дыдактычных матэрыялаў для практычнага ўкаранення, канспекты ўрокаў, пазакласных мерапрыемстваў)
- Матэрыялы працы над адзінай метадычнай тэмай гімназіі
- Наведванне ўрокаў, пазакласных мерапрыемстваў у калег.
Прыкладныя тэмы для самаадукацыі
- Фарміраванне творчай асобы.
- Арганізацыя работы з адоранымі дзецьмі.
- Асобасна арыентаваны падыход да выхавання.
- Асаблівасці групавой працы з навучэнцамі ў па-за вызначаны час.
- Тэхналогія індывідуальнай работы з вучнямі.
- Фарміраванне камунікатыўнай кампетэнтнасці вучачы щихся.
- Фарміраванне навыкаў здаровага ладу жыцця ў школьнікаў.
- Формы фізічнага выхавання школьнікаў ў па-за вызначаны час.
- Фарміраванне пазітыўнай матывацыі на здаровы лад жыцця ў школьнікаў.
- Арганізацыя прафарыентацыйнай працы ў школе.
- Шляхі ўзаемадзеяння класнага кіраўніка і псі холога па вывучэнні асобы навучэнцаў.
- Гульня як важны сродак выхавання школьнікаў.
- Гульнявыя моманты на ўроках матэматыкі.
- Развіццё культуры мовы на ўроках літаратуры.
- Развіццё актыўнасці, самастойнасці, адказны насці школьнікаў на аснове дзейнаснага падыходу да навучання.
- Развіццё асобы дзіцяці, яго здольнасці, матывацыйнай сфер асо вация вучэнні і вучэбнай дзейнасці.
- Інфармацыйныя тэхналогіі навучання школьнікаў.
- Шляхі ўдасканалення работы па пераемнасці паміж дашкольнай і пачатковай адукацыяй.
- Шляхі ўдасканалення работы па пераемнасці паміж I і IIступенями агульнай сярэдняй адукацыі.
- Псіхолага-педагагічнае суправаджэнне адаптацыі вучняў V класаў.
- Вывучэнне псіхалагічных асаблівасцяў малодшых школьнікаў - важная ўмова павышэння эфектыўна насці навучання і выхавання.
- Эфектыўныя сродкі развіцця крытычнага мыслення школьнікаў.
- Праектная дзейнасць школьнікаў.
- Павышэнне матывацыі вучняў да авалодання вуснай іншамоўнай прамовай на ўроках і ў пазаўрочнай дзеяч насці.
- Тэхналогіі навучання сучасным маўленчым нормам вывучаемай мовы ў штучным моўным асяроддзі.
Прадуктыўнасць працэсу самаадукацыі
Самаадукацыя педагога будзе прадуктыўным, калі:
- у працэсе самаадукацыі рэалізуецца запатрабуе насць педагога да асабістага развіцця і аморазвитию;
- педагог валодае спосабамі самапазнання і са мааналіза педагагічнага вопыту. Настаўнік разумее як пазітыўныя, так і негатыўныя моманты сваёй прафессійнай дзейнасці;
- педагог валодае развітой здольнасцю да рефлексіі. Педагагічная рэфлексія з'яўляецца неабходным атрыбутам настаўніка-прафесіянала (пад рэфлексіяй разумеецца дзейнасць чалавека, накіраваная на асэнсаванне ўласных дзеянняў, сваіх унутраных пачуццяў, станаў, перажыванняў, аналіз гэтай дзейнасці і фармуляванне высноў);
- праграма прафесійнага развіцця настаўніка ўключае ў сябе магчымасць даследчай, пошукавай дзейнасці;
- педагог валодае гатоўнасцю да педагагічнай творчасці;
- ажыццяўляецца ўзаемасувязь асобаснага і пра фессійнага развіцця і самаразвіцця.